Суббота, 19.08.2017, 08:19 |  Гость | | Вход

Страх и тревога

 

Страхи и тревоги


Практически все патологические состояния у детей сопровождаются тревогой, осознанной или нет. Тревожное состояние и состояние страха отличаются друг от друга тем, что страх связан с чем-то определенным, с травматической ситуацией, ее ожиданием или каким-то объектом. Тревога является диффузным состоянием, она не связана с чем-то конкретным и определенным.
Сами дети довольно редко жалуются на страхи или на то, что их что-то беспокоит. Дело не столько в том, что они не хотят об этом говорить, просто они сами этого не осознают. Сделать вывод о том, что ребенок чего-то боится можно скорее по его поведению: он избегает пугающих его ситуаций и предметов, становится беспокойным, нарушается поведение.
Многие страхи не сопровождаются сильной тревогой и являются преходящими у ребенка, в целом нормально развивающегося. Они появляются на каком-то этапе и затем бесследно проходят.
Тематика детских страхов бесконечна, это реальные и воображаемые объекты и ситуации: страх насекомых, животных, темноты, чужих людей, новых вещей и игрушек, всего незнакомого, ветра, монстров, динозавров, инопланетян, электроприборов, некоторых продуктов и т.д.
Однако полное отсутствие страхов тревоги у ребенка в любых ситуациях тоже является тревожным знаком.
Каковы источники детских страхов? Они имеют источником не только психику ребенка, но всегда включены в более широкий контекст семейных, родительских страхов, могут быть их продолжением и отражением. Например, школьная фобия может быть следствием родительского страха перед взрослением ребенка, его индивидуализацией. Тогда ребенок может пойти на поводу у желания родителей и развивается интеллектуальное торможение, нежелание учиться, ходить в школу.
Каждый ребенок на пути своего развития сталкивается с определенными задачами, которые он должен решить, он переживает конфликты внешние и внутренние и находит компромиссные решения, и каждый этап сопровождается совершенно определенными, универсальными страхами и тревогами, общими для всего человечества, которые находят свое отражение в мифах, сказках, любом творчестве и, естественно, в творчестве симптомообразования. Около года, когда ребенок начинает ходить, появляется возможность его самостоятельности, физической и психической. Это сопровождается тревогой разделения, страхом потерять мать, объект опоры, все еще жизненно необходимый. Затем ребенок научается контролировать свои движения, деятельность сфинктеров, он старается доставить маме удовольствие и покакать куда надо, тем самым получив от мамы похвалу, любовь. Этот этап сопровождается страхом потери контроля, потери важного содержимого своего тела. Потом дети постепенно открывают, что мальчики и девочки отличаются между собой, что каждый имеет определенный пол, строение тела. Этот факт принадлежности к единственному полу является травматичным и сопровождается страхами телесного повреждения, кастрации, которые усугубляются сложными отношения любви и соперничества в треугольнике отец-мать-ребенок. Ребенку приходится отказаться от притязаний на единоличное обладание мамой и папой из-за страха потери любви и наказания. Принятие факта смертности, конечности бытия также не проходит безболезненно.
Если эти вопросы, конфликты не разрешаются на соответствующих этапах, то они будут продолжать требовать своего разрешения на последующих этапах, при этом затрудняя, а то и делая невозможным для ребенка, да и взрослого тоже, достижение следующих ступеней зрелости.