Пятница, 15.12.2017, 03:30 |  Гость | | Вход

Агрессивность, нарушения поведения

 

 

Агрессивность, нарушения поведения


Понятия агрессия, агрессивность носят отпечаток негативности, что не совсем справедливо. Агрессивное влечение наряду с либидинальным, любовным является неотъемлемой и необходимой частью жизни влечений, а соответственно всей психической жизни. Когда человек рождается, эти влечения еще не разделены, разделение с последующим новым их смешением происходит постепенно. Любовь нуждается в некоторой агрессивности, без нее невозможно ни завоевать объект любви, ни достичь полноценного удовлетворения. Агрессивность необходима для самосохранения, овладения знаниями, познания мира. Если агрессивные влечения излишне подавляются, то практически любая активность человека в большей или меньшей степени блокируется.

 

Агрессия является, с другой стороны, реакцией на фрустрации, невозможность достижения желаемого, обиду, боль. Тогда агрессию можно назвать злостью, обидой на кого-то за что-то, ее можно понять, хотя не всегда сила фрустрации соответствует реакции на нее.
В некоторых случаях агрессивное поведение является доминирующим, проявляется в различных формах нарушения поведения. Агрессия может быть направлена на других или на себя, может быть открытой или скрытой, пассивной, когда она выражается в отказах, пассивном сопротивлении требованиям окружения.
Агрессивные и самоагрессивные действия могут происходить по типу «короткого замыкания», без какого бы то ни было осмысления, как непосредственная разрядка напряжения и не сопровождаться ни чувством вины, ни раскаянием. Причем такое поведение может возникать у детей, внешне хорошо адаптированных, любимых.
Отдельного внимания заслуживает провокационное поведение детей, подталкивающих взрослых к тому, чтобы их наказывать и даже мучить. Это особенно часто бывает у усыновленных детей, когда после непродолжительного периода прекрасного поведения начинается настоящий кошмар. Многим взрослым с трудом удается сдерживать вызываемые в них поведением ребенка агрессивнее импульсы. Такие дети как будто испытывают взрослых на прочность, пытаются проверить, как далеко можно зайти, как много им могут простить, а значит, насколько сильно их любят. Тогда плохое поведение является одновременно упреком, местью и призывом о помощи. Некоторые дети имеют внутреннюю убежденность, что они плохие, недостойны любви, поэтому они любой ценой добиваются этому подтверждения, провоцируя наказания и отвержения, как бы ища подтверждения своим мыслям : «Ну вот, я так и знал, что меня никто не любит» или «Я же знал, что все люди плохие, никому нельзя доверять». Агрессивно атакуя других, они борются со своим стремлением к зависимости, потребности в любви.
Иногда дети провоцируют физические наказания для получения мазохистического удовольствия. Отказ родителей от физических наказаний поможет ребенку не зафиксироваться на таком способе получения удовольствия.